Репортажи
НАЗАД К СПИСКУ
Шахматы стали чуть ближе к футболу
Текст: Алексей Доспехов (kommersant.ru) фото: www.chess-news.ru, 28.04.2018
World Chess признала итоги кандидатского турнира в Берлине прорывными.
Андрей Пятницкий считался одним из самых интеллектуальных игроков российского футбола 90-х. фото: www.chess-news.ru
Андрей Пятницкий считался одним из самых интеллектуальных игроков российского футбола 90-х. фото: www.chess-news.ru

В распоряжении “Ъ” оказались данные о финансовых итогах кандидатского турнира в Берлине — крупнейшего шахматного соревнования года, подготовленные компанией World Chess by Agon, отвечающей за проведение мероприятий в рамках чемпионского цикла. В World Chess считают их свидетельством маркетингового прорыва, отмечая, например, что доходы от продажи билетов составили €125 тыс., в то время как раньше они, по сути, не имели никакого практического значения.

В распоряжении “Ъ” оказался отчет о финансовых итогах прошедшего в марте кандидатского турнира в Берлине, подготовленный компанией World Chess by Agon. Его можно назвать крупнейшим шахматным соревнованием сезона. Именно в Берлине восемь элитных гроссмейстеров определяли соперника норвежца Магнуса Карлсена в очередном матче за титул чемпиона мира осенью этого года. Претендентский статус завоевал американец Фабиано Каруана.

Отчет интересен уже своей структурой. Он впервые описывает шахматные доходы в тех же терминах, что и, скажем, футбольные, вводя такие статьи, как «объем продажи билетов» и «мерчандайзинг». Ранее в этом виде спорта они считались абсолютно не существенными. Глава World Chess Илья Мерензон подтвердил “Ъ”, что «с 1980-х годов шахматы, несмотря на их популярность, воспринимались скорее как благотворительное и социальное мероприятие». В современной же реальности «этот взгляд устарел и требует переоценки», поэтому компания при организации кандидатского турнира «рискнула учесть все требования, предъявляемые к топовым зрелищным мероприятиям».

Выразилось это, в частности, в отказе от обычной для шахмат практики, использовавшейся в том числе на предыдущем кандидатском турнире — в Москве в 2016 году,— распространять билеты по низкой цене или вообще бесплатно. В Берлине стандартный билет с правом посещения одного игрового дня стоил €17. Но были и более дорогие — стоимостью от €50 и €150, обеспечивавшие возможность смотреть партии из ВИП-зоны и с комментарием известных гроссмейстеров.

В World Chess остались чрезвычайно довольны реализацией билетной программы, отметив, что 500-местный зал во все дни был заполнен до отказа, общая аудитория состязаний достигла 7 тыс. человек, а доходы от программы составили €125 тыс. Эти цифры не сопоставимы с футбольными (российские клубы уже отчитывались о доходах matchday, основную часть которых составляют как раз билетные поступления, на сумму более 100 млн руб. за игру, а в топовых европейских лигах они значительно выше), но по шахматным меркам действительно выглядят внушительно. Они составляют более четверти от призового фонда турнира — €420 тыс.

Как успех в World Chess расценили и программу по продаже официальных товаров. Она принесла €12 тыс. При этом надо учесть, что как такового мерчандайзинга в шахматах ранее фактически не существовало. Самыми востребованными позициями во время турнира, согласно отчету, были значки, кружки и футболки, а также разработанные студией Pentagram шахматные наборы — с доской из бумаги или кожи.

В отчете, разумеется, фигурирует и такой параметр, как телетрансляции. Право показывать турнир World Chess by Agon отдала компании «Телеспорт», демонстрировался он в интернете — на ресурсах Yandex и «Одноклассники». Правда, доход от реализации телеправ не указан. Илья Мерензон признался, что речь идет о «небольшой сумме», но, по его словам, «гораздо важнее» другие показатели. Господин Мерензон имеет в виду общее количество просмотров 14 туров — 2,524 млн, а также общее количество уникальных пользователей — 1,860 млн. По его словам, эти цифры показывают, что кандидатский турнир смотрело 2,5% населения России, а для World Chess было «принципиально доказать рынку наличие серьезного спроса на шахматы». «Прежде он воспринимал спонсорство шахмат, опять же, как некую благотворительность, просьбу дать денег. Наши результаты говорят о том, что шахматы можно оценивать по стандартным маркетинговым критериям, что они открыты для бизнеса»,— сказал Илья Мерензон. Полные финансовые результаты отдельно взятого кандидатского турнира господин Мерензон назвать не смог, сославшись на то, что некоторые спонсорские контракты имеют долгосрочный характер и охватывают целый ряд мероприятий. Но он спрогнозировал, что по итогам всего цикла World Chess, «видимо, выйдет в плюс».

Кирилл Зангалис, менеджер отечественного гроссмейстера Сергея Карякина, вплоть до заключительного тура претендовавшего на победу в кандидатском турнире, согласился с тем, что «шахматы в плане коммерциализации и маркетинга движутся вперед», а организаторы берлинских соревнований «использовали любопытные находки, в частности, в дизайне». Но он также сказал “Ъ”, что его неприятно удивило «небольшое количество журналистов в решающие дни состязаний» и «экономия организаторов на определенных статьях расходов»: «Я имею в виду, например, проживание. Я был на пяти кандидатских турнирах, и на всех гостиницы для участников были гораздо выше уровнем — комфортнее и без "муравейника" на завтраке. Поэтому моему подопечному и пришлось переезжать по ходу турнира в пятизвездный отель».

Источник

Федерация ЦФО в Instagram
ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ