– В одном из интервью Сергей Шипов, говоря про чемпионов мира, отмечал, что «каждый К категорически круче предыдущего». Согласны ли вы с тем, что следующим чемпионом мира может стать Фабиано Каруана, который захватил лидерство после первого круга в Берлине?
– Думаю, что это была игра слов в исполнении Сергея. В противном случае, утверждение спорное, поскольку каждый чемпион мира внёс огромный вклад как в теорию шахмат, так и в развитие этой игры в целом. Тем более, было бы странно сравнивать Карпова и Карлсена, поскольку это совершенно другая эпоха. Каруана – блестящий шахматист и один из фаворитов в турнире претендентов на данный момент, но в этот ряд поставить его никак нельзя. Минимальные шансы стать следующим чемпионом мира есть у многих…
– С чем, на ваш взгляд, связана высокая результативность в Берлине? Мы привыкли к тому, что в элитных турнирах шахматисты топ-уровня играют осторожно, и много партий завершаются вничью.
– Не буду говорить банальные и сомнительные вещи про «единственное» первое место, обязанность рисковать с самого начала и так далее. На мой взгляд, формула результативности в том, что игроки подготовили много свежих, глубоких и боевых идей в дебюте. Одновременно с этим мы можем наблюдать достаточно большое количество ошибок в миттельшпиле и эндшпиле. Причём, пока турнир, скорее, не добирает результативности: можно взять в пример две ничьи Грищука против Дин Лижэня и Ароняна, которые вполне могли закончиться победой и поражением для Александра.
– Дмитрий, а почему Владимир Крамник играет не стабильно в Берлине, чередуя яркие победы и досадные поражения?
– Конечно, только сам Крамник знает верный ответ. Моё наблюдение заключается в том, что «игра по счёту» не является сильной стороной 14-го чемпиона мира в последнее время. Великолепная победа над Ароняном в третьем туре могла несколько расслабить и оказать негативное влияние. Хотя, конечно, если бы Крамник нашёл выигрыш в следующей партии против Каруаны, то это был бы совсем другой турнир и другой разговор.
– Вы, как профессиональный шахматист, наверняка, подметили какие-то особенности борьбы, психологические нюансы, или, скажем, любопытные дебютные идеи, которые не видны любителям?
– Принципиальных отличий от других подобных турниров я пока не наблюдаю. Понятно, что высокое нервное напряжение заставляет ошибаться даже топ-гроссмейстеров, но без этого никуда. Каруана и Мамедьяров играют в достаточно боевые шахматы, сохраняя при этом определённый запас прочности. Думаю, что это – верная стратегия на данный турнир.
– Дмитрий, на мой взгляд, одним из главных сюрпризов первого круга турнира претендентов является неудачная игра Левона Ароняна. Может быть, он перегорел, плохо подготовился, или есть какие-то другие причины его промахов и поражений?
– Как и в случае с Крамником, я не берусь судить о причинах. Опять же можно сослаться на стечение обстоятельств: в пятом туре Аронян отлично провёл первую часть партии против Грищука, был близок ко второй победе подряд, но на 29-м ходу не нашёл победную комбинацию. При том, если верить Интернет-трансляции, у Левона было пятьдесят минут на часах, у Александра одна... Конечно, такие упущения могут выбить из колеи любого спортсмена.
– Вы недавно принимали участие в блицтурнире в рамках мемориала Михаила Таля в Москве. Как вы оцениваете свою игру и итоговый результат?
– Для меня этот турнир разбился на две части. Сначала был отличный старт: 4,5 очка из 5. Затем последовало поражение от Накамуры. Сыграл вполне адекватную партию, но в концовке вместо того, чтобы объявить вечный шах, я зевнул мат. Седьмой тур стал переломным: я не реализовал огромный перевес против всё того же Грищука. Конечно, в блице всякое бывает, но на получасовой перерыв я ушёл в плохом настроении, что, видимо, сказалось во второй половине турнира. Далее чередовались глупые поражения и упущенные «голевые моменты», что привело к итоговой 50% отметке. До «бронзы» не хватило одного очка, при том, что упустил гораздо больше. В любом случае, было интересно вновь сразиться с ведущими гроссмейстерами – пусть даже и в блиц.