Главный судья фестиваля президент Общественной организации «Федерация шахмат Орловской области», международный гроссмейстер, судья всероссийской категории Андрей Лунев поделился о том как идея о турнире воплотилась в жизнь:
"Недавно судьба отправила меня в путешествие с группой умных орловских школьников. Поехали поездом на север. В столицу нашей Родины. Детей в вагоне оказалось много. Им было весело. Тренер один. Он скучал, развлекаясь шелестом пачки чипсов. Рядом сидела смышлёная девочка, разменявшая с рождения дюжину лет. Где-то в затуманенном окне убаюкивающей «Ласточки» мелькнуло название железнодорожной станции. Ясная поляна.
Дабы совсем не уснуть тренер заговорил: «Кто жил в Ясной Поляне?» - «Я знаю. Я там была. Тургенев!» - бойко произнесла дивчина, ни на секунду не выпуская из рук чуму 21 века по имени «смартфон».
«А кто жил у нас на Орловщине? В Мценском уезде? В Спасском-Лутовиново?» - «Там я тоже была. Сейчас вспомню. Пушкин!». Маленькие пальчики продолжали бойко стучать по экрану, на котором электронный супермен ловко преодолевал непреодолимое.
«А где жил Толстой?» - «Ой! Кажется, я всё перепутала. Но они так похожи. У них одинаковые бороды. Одинаковые поместья. И читать их одинаково скучно» .
Несколько последовавших далее движений рук отправили смартфон в Интернет. «Вот читайте, Андрей Николаевич. Ясная Поляна – фабрика, где делают тульские пряники. Я их ела. Вкусные».
Вот как-то так у меня появилось жёсткое убеждение, что шахматный турнир, посвящённый 200-летию самого известного орловского писателя необходимо провести. И так случилось, что аналогичная идея пришла в голову к организаторам крупнейшего Университета Орловской области! Возможно по другим причинам. Но 3 и 4 ноября в городе Мценск состоялся первый межрегиональный фестиваль по быстрым шахматам.
Это был настоящий праздник для детей. Всем желающим – бесплатное проживание в комфортабельном общежитии. Группы местных волонтёров-студентов словно давали понять гостям, что раньше они были люди как люди, а теперь суперзвёзды.
Ребята играли с приехавшей толпой пионеров в местных дворах в активные игры с мячом. Что-то среднее между русской лаптой и нерусским регби. Потом вели на Ледовую арену. Там безвозмездно (то есть даром) давали коньки и катались, катались, катались. Желающие уезжали в Спасское-Лутовиново. Без коньков. На автобусе. И там дети должны были понять, почему Тургенев вдохновлялся на «Записки охотника» и не пытался писать «Записки админа».
По ценам из прошлого в столовой предоставлялось питание. Испытал трудности в попытке купить стакан чая. Продавец просила 4 рубля. На единственную шелестящую купюру в кармане, явно не достаточную для удовлетворения жажды бензина своего автомобиля, я мог купить целый поднос с чаем. Но вряд ли бы столько выпил. Нехорошо, если желания не совпадают с возможностями. Цены на остальные блюда давали каждому возможность почувствовать себя Кокориным и Мамаевым.
Чуть не забыл. Дети в промежутках, от всего интересного играли в шахматы. Иногда плакали. Чаще смеялись. Воспитанник школы ЦФО Денис Гатилов не проиграл никому. Это примета, по которой шахматисты занимают первое место в турнире. Примета сработала. Другой учащийся школы ЦФО Илья Дёминов проиграл дважды. И уступил второе место своей сестре. Но это не имело никакого значения. На торжественном закрытии наградили всех 40 человек. Кого-то чуть-чуть пышнее, торжественнее.
На следующий год организаторы пообещали сделать фестиваль ещё лучше. Фантазии не хватает понять, что можно усовершенствовать. Кто приедет, тот и увидит. А пока будем верить, что все, побывавшие во Мценске, теперь всё знают. Где жил Тургенев, а где пекут вкусные пряники? Кто лучший шахматист среди писателей, а кто лучший писатель среди шахматистов?"